Методическая копилка

контрольные работы. 6 класс





Пед. технологии
Интеракционизм - направление в современной соци­альной психологии и педагогике, базирующееся на концеп­циях американского социолога и психолога Дж.Г.Мида. Интерактивная игра является одной из особенно продук­тивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, саморазвития участников педаго­гического процесса.
Взаимодействие понимается как непосредственная меж­личностная коммуникация, важнейшей особенностью ко­торой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [12].
Интерактивный процесс - это процесс целенаправлен, ного взаимодействия и взаимовлияния участников педа. готического процесса. В основе этого взаимодействия ле, жит личный опыт каждого из участников.
Интерактивный процесс характеризуется высокой иа-тенсивностью коммуникации, общения, обменом деятель-ности, сменой и разнообразием видов деятельности, про. цессуальностью (изменением состояния участников), целе­направленной рефлексией участниками своей деятельное, ти, взаимодействия.
Цель интерактивного процесса - изменение и улучше­ние моделей поведения и деятельности участников педаго-гического взаимодействия. Анализируя собственные реак­ции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает ее [25].
Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:
- организация мыследеятельности;
- организация смыслотворчества;
- свобода выбора;
- организация рефлексии.
Предлагаем вам описание некоторых интерактивных игр.
Игра "Четыре угла"
Общая характеристика игры. Игра "Четыре угла" реа­лизуется в контексте всех названных принципов интерак­тивной педагогики, ведущими среди которых являются: свобода выбора, смыслотворчества, мыследеятельность.
Функционально педагоги могут предложить эту игру учащимся как на уроке, так и во внеклассной работе; как технологию создания благоприятной атмосферы, установ­ления коммуникации; как технологию актуализации зна­ний, их обобщения, развития положительной познаватель­ной мотивации и т.д.
Необходимое оборудование:
- просторная аудитория с четырьмя углами, в которой можно свободно перемещаться участникам игры;
- четыре листа бумаги разного цвета (например, крас­ный, желтый, синий, зеленый), которые с помощью скоТ' ча прикрепляются по одному в каждый угол аудитории так-чтобы их хорошо было видно всем участникам игры;
- система вопросов с вариантами ответов, которую бу­дет предлагать педагог участникам игры (например: "Ваш любимый цвет: красный, желтый, синий, зеленый?"; "Ваше любимое время года: лето, осень, зима, весна?"; "Ка­кому цветку вы отдаете предпочтение: роза, ромашка, ге­оргин, гвоздика?"; "Какое дерево вам больше нравится: бе­реза, ель, липа, дуб?" и т.д.).
Педагог к каждому вопросу подбирает 4 (по количеству углов) варианта ответов. Каждому варианту соответствует определенный цвет. Когда педагог предлагает участникам игры ответить на вопрос, сделать выбор, то он обязательно каждый вариант выбора связывает с определенным цветом (например: "Ваше любимое время года: красный цвет -лето; желтый - осень; синий - зима; зеленый - весна?"; "Какое время суток более соответствует Вашему душевно­му равновесию: красный - утро; желтый - день; синий -вечер; зеленый - ночь?" и т.д.).
Порядок проведения игры
1. Педагог (руководитель игры) объявляет игру и пред­лагает участвовать в ней (оптимальное количество участ­ников - до 30 человек), развешивает в четырех углах ауди­тории по листу цветной бумаги.
2. Педагог знакомит участников с правилами игры:
- каждому предлагается ответить на вопросы, делая тот или иной выбор;
- сделав выбор, необходимо пройти в тот угол (тот цвет), который соответствует сделанному выбору;
-  если из предлагаемых выборов-ответов ни один не устраивает, то следует пройти в центр аудитории;
- после того как все участники сделали выбор и разош­лись по четырем углам аудитории или собрались в ее центре, они организуют между собой коммуникацию, каждый объяс­няет другим в своей группе (своем углу) сделанный выбор; оомец мнениями, аргументами по сделанному выбору прово­дится очень оперативно (по каждому выбору - 2-3 мин);
- далее предлагается сделать следующий выбор, вновь организуется коммуникация.
3. Педагог предлагает участникам игры систему вопро­сов и вариантов ответов-выборов. Оптимальное количество вопросов- 7-10.
4. Педагог после каждого вопроса и названных четы­рех вариантов ответов стимулирует выбор участниками какого-либо варианта и организацию ими коммуникации, (Возможна ситуация, когда в одном или двух углах (или в центре аудитории) оказывается только по одному участни­ку, тогда педагог может выслушать их объяснение сделан­ного выбора или организовать коммуникацию участников из разных "углов".)
При каждом новом вопросе происходит перегруппиров­ка участников игры. Если вариант ответа на новый вопрос соответствует тому углу (цвету), в котором находится участ­ник, то он остается на месте.
5. После того как участникам предложены все вопросы и состоялась коммуникация по последнему вопросу, педа­гог организует рефлексию состоявшегося взаимодействия по следующему алгоритму:
- зафиксируйте свое эмоциональное состояние по ходу игры;
- выразите свое отношение к содержанию и процедуре игры;
- какие мысли пробудила игра;
- о чем эта игра, чему способствует.
Система вопросов игры, проводимой на уроке, может быть составлена в соответствии с содержанием отдельной темы урока, раздела курса, всего курса.
Игра может использоваться при проведении семинара, во внеклассной работе с детьми, ее содержание может быть тематическим (например, с экологическим содержанием).
Примерный перечень вопросов и вариантов
ответов-выборов для учащихся
(экологическое содержание)
1.  Дерево, которому вы отдаете предпочтение: дуб, со­сна, липа, береза?
2.  Ваш любимый цветок: ромашка, роза, георгин, гла­диолус?
3. Ваше любимое домашнее животное: лошадь, корова, собака, кошка?
4.  Какой источник энергии является наиболее эколо­гически безопасным: атомная, солнечная, водная (гидро), ветра.
5.  Что является большим загрязнителем природы: транспорт, промышленность, сельское хозяйство, бытовая деятельность человека?
6.  Каким может быть личное участие в деле оптимиза­ции отношений человека и природы: посадка деревьев, за­бота о домашних животных, чтение книг по охране приро­ды, ответственное поведение в лесу?
Примерный перечень вопросов и вариантов ответов-выборов для учителей — участников семинара
1. Ваш любимый цвет: красный, синий, зеленый, жел­тый?
2.  Ваше любимое время года: весна, лето, осень, зима?
3.  Какому празднику вы отдаете предпочтение: Ново­му году, 8 марта, Пасхе, дню своего рождения?
4. Какова цель педагогического процесса, который вы осуществляете: развитие личности, знаний, умений, навы­ков, подготовка учащихся для поступления в вуз, воспи­тание человека?
5. Какая педагогическая технология вам кажется наи­более продуктивной: игра-путешествие, проблемное обуче­ние, метаплан, метод проектов?
6. Какому виду деятельности учащихся вы отдаете пред­почтение: познавательной, трудовой, спортивной, художе­ственной?
7. Какое из педагогических средств вы считаете наиболее важным: деятельность, содержание, технологии, искусство?
Игра "Давай, делай!"
Общая характеристика игры. Назначение игры состо­ит в осознании ее участниками условий своего развития, принципов взаимодействия между собой и педагогом, фак­торов создания педагогической среды.
Необходимое оборудование:
- несколько (в зависимости от количества творческих групп) листов белой бумаги формата А2;
~ набор цветной бумаги;
- разноцветные маркеры (5-7 шт.);
- ножницы;
- скотч, клеящий карандаш.
Порядок проведения игры
1.  Педагог (руководитель игры) приглашает принять участие в игре, сохраняя в тайне ее название (название рас­крывается в самом конце игры, по окончании рефлексии ее результатов).
2. Участникам предлагается создать несколько творче­ских групп (не более четырех, численностью 5-7 человек).
3. В каждой группе педагог определяет руководителя -своего помощника, одной из групп может руководить сам педагог.
4.  Педагог-руководитель игры один на один с каждым руководителем группы отдельно проводит инструктаж по организации взаимодействия руководителя и членов твор­ческой группы в конкретной ситуации (инструктаж про­водится в течение 2-3 мин).
Каждой из творческих групп предлагается реализовать одно из следующих заданий-ситуаций.
Первая ситуация - группе необходимо нарисовать лето, для чего она располагает листом белой бумаги и несколь­кими цветными маркерами; рисовать могут одновременно все участники; руководителю этой группы дана установка вести себя авторитарно по отношению к членам группы, иронизировать, потешаться над каждым предложением, идеей.
Вторая ситуация - группе необходимо нарисовать осень, для чего она располагает листом белой бумаги и не­сколькими цветными маркерами; все участники сидят на стульях вдоль стены и не имеют права (таковы условия игры) осуществлять другое пространственное размещение; им необходимо выбрать одного человека-художника, ко­торый, руководствуясь их советами, будет рисовать; руко­водителю этой группы дана установка вести себя ровно, тактично по отношению к участникам, но в то же время следить за строгим выполнением условий игры.
Третья ситуация - группе необходимо нарисовать вес­ну, для чего ей дается лист белой бумаги, плохо пишущий черный маркер, порванный и смятый листок серой (мож­но и другой цвет) бумаги и т.п.; группа в отличие от дру­гих групп, работающих в аудитории, в разных углах, обя­зательно должна выйти за пределы аудитории, например в затемненный коридор; лист бумаги, на котором будет изображаться весна, помещается на полу, все участники размещаются вокруг; установка педагогу - создавать си­туацию успеха для каждого участника, сопереживать им, быть внимательным к их просьбам, но в то же время сле­дить за строгим выполнением условий игры (нельзя раз-мещать лист на столе, нельзя использовать другие матери­алы и т.д.).
Четвертая ситуация - группа размещается удобно на стульях вокруг стола; на столе руководитель группы (его роль лучше выполнять педагогу-руководителю игры) не торопясь раскладывает лист белой бумаги, набор цветной бумаги, несколько разноцветных маркеров, ножницы, скотч, клеящий карандаш и т.п.; после того как все разло­жено, руководитель обращается к группе с призывом: "Да­вайте, делайте! Времени очень мало". Фраза "Давайте, де­лайте!" должна повторяться руководителем каждые 15-20 с; вести себя он должен по отношению к группе жестко, стро­го, его задача - при помощи замечаний, указаний, запре­тов не дать возможности что-либо делать участникам груп­пы; необходимо подчеркнуть, что какая-либо цель (в отли­чие от других групп - нарисовать осень, лето, весну) перед группой сознательно не ставится.
5.  Каждая из творческих групп реализует порученную ей ситуацию. Время реализации ситуации - 5-7 мин, не более.
По истечении этого времени педагог-руководитель игры дает команду всем группам закончить работу.
6.  Организуются три круга рефлексии, в которой уча­ствуют все игроки.
Первый круг ~ каждый из участников рассказывает (констатирует без какого-либо анализа) о том, что делала их группа; руководители групп говорят последними, рас­сказывая и об установке на свое поведение.
Второй круг - каждый из участников рассказывает о своем эмоциональном состоянии по ходу игры.
Третий круг - каждый из участников анализирует ход и содержание игры, высказывает предположения о целях игры.
7,  По окончании третьего круга рефлексии педагог-руководитель игры знакомит участников с названием игры "Давай, делай!" (фраза руководителя группы из 4-й ситуации).
Игра "Гостиница"
Общая характеристика игры. Игра способствует орга­низации взаимодействия, самоидентификации с различны­ми социальными ролями, развитию мышления, эмоцио­нально-чувственной сферы.
Основными участниками игры являются 8-10 человек, все остальные - наблюдатели, которые по условиям игры не имеют права общаться с основными участниками игры.
Необходимое оборудование:
- аудитория;
- 8-10 стульев;
- этикетки из бумаги с обозначением (можно написать маркером) социальных ролей;
- скотч.
Порядок проведения игры
1.  Педагог (руководитель игры) объясняет название игры и приглашает основных участников игры - 8-10 че­ловек.
2.  Основные участники игры садятся на стулья в тес­ный круг, все остальные учащиеся становятся наблюдате­лями, они располагаются вокруг круга основных участни­ков на расстоянии 1-1,5 м от круга.
3. Педагог знакомит участников с условиями игры (игра складывается из двух этапов).
На первом этапе каждому игроку на лоб с помощью скотча будет прикреплена этикетка с обозначением соци­альной роли (предварительно педагогу необходимо изви­ниться перед участниками, что этикетки будут прикреп­лены таким образом, но таковы условия игры, которые не­обходимо соблюдать); задача участников - через органи­зацию взаимодействия между собой, задавая косвенные вопросы (прямые вопросы-подсказки запрещены, за этим должен следить педагог), помочь каждому как можно ско­рее определить свою социальную роль.
На втором этапе, после того как определены все соци­альные роли, необходимо расселиться в гостинице, в рас­поряжении у игроков два 3-местных номера и один 2-мест­ный (8 основных участников); поселиться все должны при общем согласии, насильно кого-то с кем-то селить нельзя.
4.  Педагог прикрепляет на лоб каждому основному оку с яомощью скотча этикетки с обозначением со­циальных ролей; социальные роли могут быть самые разные, например: учитель, директор школы, модель, мэр города, завхоз, бандит, бомж, рекетир, челнок, де­путат, студент, больной СПИДом и т.д. (при проведении игры с различными возрастными группами детей следу­ет осторожно и продуманно   подходить к выбору соци­альных ролей).
5.  Участники игры организуют коммуникацию, взаи­модействие между собой, с целью определения своих соци­альных ролей, задавая разнообразные косвенные вопросы (порядок организации взаимодействия определяют сами участники).
Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы-подсказки.
Социальная роль считается раскрытой, когда сам участ­ник (ее носитель) назовет ее.
6.  После того как все социальные роли определены, участники обсуждают варианты расселения в отведенные для них номера гостиницы.
Педагог напоминает участникам, что расселение необ­ходимо провести при общем согласии всех.
7.  Участники называют вариант расселения в номера гостиницы, к которому они пришли в результате обсужде­ния, и комментируют его.
Проводится рефлексия результатов и хода игры (сна­чала организуется рефлексия основных участников игры, а затем - наблюдателей) по следующему алгоритму:
-  зафиксируйте свое эмоциональное состояние на пе­риод игры и его причины;
- о чем вас заставила задуматься игра;
- чему посвящена, чему способствует игра; — дайте оценку своего участия в игре.
Игра может быть широко использована в учебном про­цессе по любой школьной дисциплине.
В соответствии со спецификой содержания того или иного школьного предмета изменится и содержание игры (например, в курсе литературы вместо социальных ролей будут литературные герои из одного или нескольких про­изведений; в химии - химические элементы; в биологии -животные или растения и т.д.).
Игра "Букет" ("Икебана")
Общая характеристика игры. Игра способствует через организацию взаимодействия, мыследеятельности, смыс-лотворчества развитию сознания, мышления, эмоциональ­но-чувственной сферы, "Я-концепции", самооценки участ­ников.
Игра "Букет" имеет такую же процессуальную харак­теристику, как и игра "Гостиница", во многом повторяет технологию ее реализации.
Основными участниками игры "Букет" являются 9 че­ловек, все остальные участники - наблюдатели, которые по условиям игры не должны общаться с основными участ­никами игры.
Необходимое оборудование:
- аудитория;
- 9 стульев;
-  этикетки из бумаги с обозначением цветов (соци­альных ролей);
- маркеры или фломастеры;
- скотч.
Порядок проведения игры
1. В центре аудитории ставятся в круг 9 стульев.
2.  Педагог (руководитель игры, игротехник) объясня­ет название игры.
3. Педагог приглашает из числа всех участников игры 9 человек - основных участников и предлагает им сесть на стулья в центре аудитории.
4.  Основные участники игры садятся на стулья в тес­ный круг (чтобы была возможность общения, обмена ин­формацией), все остальные остаются наблюдателями и рас­полагаются по кругу от основных игроков на расстоянии 1-1,5м.
5. Педагог знакомит участников с условиями игры, которая складывается из двух этапов.
На первом этапе каждому из основных игроков на лоб приклеивается с помощью скотча этикетка с названием цветка (предварительно педагогу необходимо извиниться перед участниками, что этикетки будут прикреплены та­ким образом, но таковы условия игры, которые необходимо соблюдать); все участники игры будут видеть этикетки и знать, кто есть кто, но по условиям игры нельзя вслух произносить названия цветов, записанные на этикетках;  название своего цветка никто не будет знать, так как эти­кетка помещена на лоб; через взаимодействие между со­бой основные игроки, задавая косвенные вопросы и осу­ществляя косвенные подсказки (прямые вопросы и под­сказки недопустимы, за этим должен следить педагог), должны как можно скорее помочь каждому определить свое "цветочное имя"; название считается отгаданным тогда, когда сам участник правильно назовет цветок.
На втором этапе, после того как определены и назва­ны все цветы (этикетки с названиями цветов находятся на лбу у участников до конца игры), педагог предлагает участ­никам создать три цветочные композиции, включив в них по три цветка из имеющихся на этикетках (японская тра­диция оранжировки цветов икебана предполагает наличие в композиции нечетного количества цветов от 1 до 7); со­здавая цветочные композиции, участники должны сесть рядом по три человека и сделать обоснование объединения в цветочную композицию именно этих трех цветов; на обоснование дается 5-10 мин.
6.  Педагог    прикрепляет на лоб каждому основному игроку этикетки с названиями цветов. Например, роза, гвоздика, ромашка, георгин, гладиолус, астра, хризанте­ма, лютик, лилия.
7. Основные участники игры организуют общение меж­ду собой с целью определения названий цветов, написан­ных на этикетках, задавая косвенные вопросы и предла­гая косвенные подсказки (порядок общения, взаимодей­ствия определяют сами участники, но лучше это делать по кругу, поочередно помогая каждому отдельному участни­ку угадать название своего цветка).
8. Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы и подсказки, констатирует правильно определенное название цветка.
9. После того как все названия цветов определены, участни­ки обсуждают варианты создания цветочных композиций и объединяются в эти композиции по три человека – три цветка.
10. Каждая тройка участников подбирает аргументы, объясняющие создание композиции именно в таком составе (возможны варианты, когда участники, создав, к при­меру, две композиции по три цветка, третью тройку разо­бьют на отдельные цветки, доказывая их несовместимость в одной композиции и т.п.).
11. Участники игры называют созданные цветочные композиции и обосновывают их состав.
12. Проводится рефлексия результатов и хода игры (сначала организуется рефлексия основных участников игры, а затем - наблюдателей) по следующему алгорит­му:
- зафиксируйте свое эмоциональное состояние в тече­ние игры; определите причины этого;
- какие мысли вызвала у вас игра;
- о чем эта игра;
- дайте оценку своего участия в игре.